Региональные образовательные школы АИР Ассоциация Анестезиологии-Реаниматологии

РЕГИОНАЛЬНЫЕ
образовательные школы АИР

АССОЦИАЦИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ

VII ШКОЛА 01 декабря 2017, ЧЕЛЯБИНСК

VII ШКОЛА

01 декабря 2017, ЧЕЛЯБИНСК




НМО


NMO.jpg

Опираясь на действующую законодательную базу, термин «непрерывное медицинское образование», или НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.
По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию (НМО) для врачей первичного звена.
Пилотный проект "Внедрение НМО" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НМО:

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.
Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.
В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.
Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах.
Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН и РАМН.
Каждый модуль рассчитан на 1 час образовательной активности врача и равен одному кредиту (единицы измерения образовательной активности). Все модули снабжены тестовыми вопросами для контроля полученных знаний и визуальными материалами и рекомендованы для использования в системе НМО Координационным Советом по развитию НМО.

Предпосылки создания НМО
Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ подготовлена во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. No 598, в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (No323 от 21 ноября 2011 г.). В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (статья 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определённой специальности. При этом в статье 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.
Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, обусловлена также следующими причинами:

  1. Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи. Например, по данным ФОМС, до 60% случаев оказания медицинской помощи по результатам проведённой экспертизы качества медицинской помощи имеют дефекты, т.е. почти каждый второй случай. Объективные показатели качества и безопасности медицинской помощи, такие как внутрибольничная летальность, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях, доля пациентов, пролеченных в соответствии со стандартами медицинской помощи в РФ в 2 раза хуже, чем в развитых странах.
  2. Неудовлетворённость пациентов качеством и доступностью медицинской помощи. По данным «Доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2011 г.» таких пациентов – более 2/3.
  3. Увеличение объёмов медицинской информации и скорости еë обновления. По разным оценкам сегодня медицинская информация удваивается почти каждые 3-5 лет.
  4. Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.
  5. Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности. А именно: мультимедийность (возможность представлять текст, аудио и видеозаписи), быстрота обновления, тиражирование знаний лучших специалистов на большие территории, использование в удобное для работника время и без отрыва от практической деятельности, а также интерактивность, в том числе дистанционное взаимодействие с преподавателем и другими обучающимися, объективизация учёта и контроля знаний.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа):

Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.), которые могут предоставляться не только образовательными организациями.
В организации учебного процесса предусмотрена кредитно-модульная система (статья 14). Это означает, что оценка трудоёмкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачётных единицах (кредитах).
В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16). Причём соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.
Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путём проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (статья 100).
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

ЦЕЛИ НМО
Обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

Источники:
1. www.sovetnmo.ru;
2. «Проект концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ»

Организаторы